+7 (812) 664-08-08
+7 (812) 664-09-09

Логистика не дает удешевить рыбу

18.04.2018

Железные дороги – основной способ пере-возки рыбы по территории Российской Федерации. Несмотря на это, составы идут очень долго, парк вагонов устаревший, новое оборудование не внедряется. Эксперт-аналитик Европейского железнодорожного агентства (ERA) Роман Мюнге объясняет, почему всё именно так.

Основная часть рыбы в России перевозится по железным дорогам. Для этого используются в основном рефрижераторные вагоны или секции. Также часть компаний возит рыбу в рефрижераторных контейнерах. Это в разы более современная технология, которая позволяет легко перемещать груз с одного вида транспорта на другой. В Европе существуют терминалы – где-то даже специализированные рыбные. Туда приходит судно, улов разгружается, контейнеры устанавливаются на платформы, и состав идёт до конечного адресата без переформирования.

В доле скоростных контейнерных перевозок около 70% составляют грузы с ограниченным сроком доставки, морепродукты и рыба занимают, в свою очередь, около 20%. В том, что этот рынок постоянно растёт, сомнений нет. От рефрижераторных перевозок в вагонах по всему миру, наоборот, постепенно отходят. В России же контейнерные поезда пока составляют только 1% от общего объёма.

Давайте подумаем, почему этот перспективный вид логистики не получает распространения. Начнём с самого первого – скорости обработки груза. В России она в разы ниже общеевропейской величины. Европейский товарный поезд имеет среднюю скорость около 100 километров в час, а скорость следования грузового состава на территории Российской Федерации ниже примерно в три раза. Добавьте сюда обработку груза, почти суточные простои при смене локомотивов и переформирование состава, когда вы адресно отправляете контейнер.


логистика.jpg


Другая проблема в том, что рыбодобывающая отрасль находится от конечного получателя на очень большом расстоянии, поскольку основной поставщик – Дальний Восток. В объёмах, которые может загрузить рыбная компания, в РЖД совершенно не заинтересованы – соответственно, нет специализированного транспорта и маршрутов. В результате платформу с контейнерами прицепляют к другому товарному поезду – например, гружённому углём. Приоритет отдаётся тому, у кого объёмы больше, соответственно, до рыбы никому особого дела нет. Пока состав едет по основному маршруту – как правило, долго, – топливо для энергообеспечения может закончиться. В итоге потребитель получает довольно несвежую рыбу. Здесь дело ещё и в том, что у российских грузовых электровозов, в отличие от пассажирских, нет возможности подачи электропитания к вагонам. Если бы она была предусмотрена, то всех этих проблем с топливом просто бы не было.

В качестве альтернативы можно загрузить контейнер на автомобиль. С питанием от трейлера за 10 дней рыба доезжает с того же Дальнего Востока до центральных регионов относительно свежая, но и цена с учётом транспортных издержек получается намного выше.

Третья сложность состоит в том, что российскому бизнесу очень трудно формировать запросы. Несмотря на желание рыбных компаний отправить продукт, они не могут повлиять на перевозчика. В итоге потребитель получает «что-то со вкусом рыбы».


рыба.jpg


Как контейнер с рыбой едет из Мурманска в Москву

Казалось бы, самым логичным способом было бы поехать через Петербург. Но это невозможно, поскольку магистраль занята «Сапсанами». Грузовое движение с самой короткой магистрали, связывающей север и центр страны, снято. Соответственно, состав следует через станцию Обозерская. Прибывает во Мгу, оттуда на сортировочную станцию в Петербург. Далее снова через Мгу в Бабаево, где стоит от 12 часов до суток – там происходит замена электровоза. Следующая остановка – Ярославль, затем Орехово-Зуево, где идёт переформирование состава. При удачном стечении обстоятельств груз можно забрать оттуда. Если поставщик не успевает, то состав едет по загруженному Московскому кольцу на станцию Белый сад, где разгружается до двух суток.


Источник: журнал Рыболовство и Рыбоводство, № 3, весна 2018


Понравилась статья?
Оформите бесплатную подписку на электронную версию журнала Рыболовство и Рыболовство на сайте magazine.fish и будьте в курсе новостей отрасли. 


Печатная версия

Возврат к списку

Восставновление пароля

Если вы забыли пароль, введите E-Mail.
Контрольная строка для смены пароля, а также ваши
регистрационные данные будут высланы вам по E-Mail.

Авторизация

Спасибо за регистрацию на нашем сайте в качестве оптового покупателя!
Ваш аккаунт будет активирован после подтверждения Администратором
в течение 24 ч.

Письмо с инструкцией по восстановлению пароля отправлено на указанный адрес

СПАСИБО ЗА ВАШУ ЗАЯВКУ
в ближайшее время с Вами свяжется менеджер для оформления подписки
Рыболовство и рыбоводство
№ 1 /ЛЕТО-ОСЕНЬ 2017/
j_cover.jpg
Бесплатно