Выбираем якорную веревку: от лодки ПВХ до катера и яхты
Неотъемлемым атрибутом каждого плавсредства, будь то морское судно или надувная ПВХ лодка является становой якорь. Связанный с корпусом судна посредством якорной цепи или каната он надежно удерживает его на месте стоянки от воздействий ветра или течения. Для маломерных судов этим важным элементом является якорный трос, к выбору которого следует подходить с учетом определенных требований. Зачастую суда оснащаются дополнительными якорями, вес которых несколько меньше. Они позволяют удерживать плавсредство в более устойчивом состоянии, однако требования к якорным веревкам, коими фактически является канат остаются неизменными.
Вес якоря, идет ли речь о простом складном якоре-кошке или якоре Дэнфорта с удерживающей силой, имеющей двухсоткратное превышение над собственным весом, выбирается с учетом водоизмещения судна. Очевидно, что это одно из условий, с которыми приходится считаться при выборе якорного каната, дополнительно он должен справляться с нагрузками, обусловленными парусностью судна. Рассмотрим некоторые критерии, которыми следует руководствоваться при выборе столь ответственного элемента оснастки маломерного судна.
Критерии выбора
При выборе веревки, троса, каната (суть от названия в принципе не меняется) следует учитывать следующие его характеристики:
• прочность;
• эластичность;
• диаметр;
• длину.
Еще одним важным параметром считается материал, из которого плетеное изделие изготовлено, но этого вопроса коснемся несколько позже.
Вопрос прочности мы уже рассматривали, как и швартовый трос якорный выбирается с учетом водоизмещения плавсредства. Немаловажно учитывать и парусность судна, которая из-за надстроек у катеров и яхт, в отличие от надувных маломерных лодок, выше.
Сравнимы оба вида тросов и по такому важному параметру как эластичность, позволяющая выдерживать динамические нагрузки. Правда здесь приходится искать компромиссный вариант, дабы избежать эффекта «резинки» с чрезмерным удлинением шнура.
Диаметр троса, как и материал из которого он изготовлен, взаимосвязан с прочностными характеристиками. Для примера капронового шнура диаметром 4.0 мм достаточно для удержания любой надувной лодки. Правда, на практике следует учитывать еще одно обстоятельство – ПВХ лодки не имеют специальной оснастки и выбирать якорь приходится вручную. Слишком тонкий шнур режет руки, поэтому оптимальным диаметром будет трос, начиная от 8.0 мм, да и запас прочности не помешает.
Длина шнура якорного выбирается с учетом возможных глубин, на которых он может быть использован, как правило, с 5 … 8-микратным превышением. Для маломерных судов она обычно составляет 30 … 40 метров и этого считается достаточно.
Ну и наконец, немаловажной характеристикой, определяющей механические особенности якорного троса, следует привести материал, из которого он изготовлен. Сегодня, в век торжества высокопрочных полимеров, о применении веревок и канатов из натуральных материалов не следует даже упоминать.
Среди востребованных материалов, используемых при изготовлении якорных канатов, следует назвать:
Вес якоря, идет ли речь о простом складном якоре-кошке или якоре Дэнфорта с удерживающей силой, имеющей двухсоткратное превышение над собственным весом, выбирается с учетом водоизмещения судна. Очевидно, что это одно из условий, с которыми приходится считаться при выборе якорного каната, дополнительно он должен справляться с нагрузками, обусловленными парусностью судна. Рассмотрим некоторые критерии, которыми следует руководствоваться при выборе столь ответственного элемента оснастки маломерного судна.
Критерии выбора
При выборе веревки, троса, каната (суть от названия в принципе не меняется) следует учитывать следующие его характеристики:
• прочность;
• эластичность;
• диаметр;
• длину.
Еще одним важным параметром считается материал, из которого плетеное изделие изготовлено, но этого вопроса коснемся несколько позже.
Вопрос прочности мы уже рассматривали, как и швартовый трос якорный выбирается с учетом водоизмещения плавсредства. Немаловажно учитывать и парусность судна, которая из-за надстроек у катеров и яхт, в отличие от надувных маломерных лодок, выше.
Сравнимы оба вида тросов и по такому важному параметру как эластичность, позволяющая выдерживать динамические нагрузки. Правда здесь приходится искать компромиссный вариант, дабы избежать эффекта «резинки» с чрезмерным удлинением шнура.
Диаметр троса, как и материал из которого он изготовлен, взаимосвязан с прочностными характеристиками. Для примера капронового шнура диаметром 4.0 мм достаточно для удержания любой надувной лодки. Правда, на практике следует учитывать еще одно обстоятельство – ПВХ лодки не имеют специальной оснастки и выбирать якорь приходится вручную. Слишком тонкий шнур режет руки, поэтому оптимальным диаметром будет трос, начиная от 8.0 мм, да и запас прочности не помешает.
Длина шнура якорного выбирается с учетом возможных глубин, на которых он может быть использован, как правило, с 5 … 8-микратным превышением. Для маломерных судов она обычно составляет 30 … 40 метров и этого считается достаточно.
Ну и наконец, немаловажной характеристикой, определяющей механические особенности якорного троса, следует привести материал, из которого он изготовлен. Сегодня, в век торжества высокопрочных полимеров, о применении веревок и канатов из натуральных материалов не следует даже упоминать.
Среди востребованных материалов, используемых при изготовлении якорных канатов, следует назвать:
- полиамид, более известный под названием капрон;
- полиэстер, характеристики которого не зависят от намокания;
- максимально доступный по стоимости полипропилен.